Статьи по антиквариату

АНТИКВАРНАЯ БРОШЬ - ОТРАЖЕНИЕ ЭПОХИ

    

     Антикварная Брошь - как произведение ювелирного искусства - достигает своего апогея в середине XVII века, именно в этот период европейские и российские мастера начинают активно использовать в отделке брошей алмазы. И, пожалуй, этот период можно назвать бриллиантовым в истории эволюции броши. Именно произведения этого периода заложили основу бриллиантовой огранки алмазов, которая используется и сегодня. Меняет свое предназначение и сама брошь. Если до этого броши больше использовались, как красиво украшенные застежки, то в этот период аграфы больше применялись при церемониальных или других торжественных событиях.

     Например, бриллиантовая пряжа аграф, выполненная из серебра и золота, представлена в алмазном фонде России. Выполненная в виде банта, усыпанного дорогими бриллиантами, эта великолепная брошь принадлежала императрице Елизавете Петровне. Еще одна уникальная вещь из этой же серии - это брошь "Большой букет". Она также принадлежала царской семье и была выполнена в виде букета цветов, обильно украшенных цветными драгоценными камнями.

     С ростом все более демократических и революционных настроений во Франции в моду начинает входить стиль ампир. Здесь уже нет той царской роскоши, он более выдержан и лаконичен. Как основной материал для изготовления брошей используются полудрагоценные камни, на которых вырезались изображения. Такой вариант броши вошел в историю под названием "гемма". В свою очередь эти броши подразделялись на камеи - выполненные с выпуклой резьбой и инталии - с углубленной. Большую популярность как в Европе, так и в России получили камеи. Основной материал для выполнения камей был оникс. В России камеи оправляли в бриллианты. Эти коллекционные произведения представляют собой великолепный винтаж. Ценность этих изделий с годами только возрастает.

      С приходом XIX века ювелирный мир захлестнуло увлечение формами брошей в виде различных насекомых. Отход от консервативных и чопорных форм предыдущего столетия послужил великолепным творческим простором для ювелиров. Стрекозы, божьи коровки, пауки, выполненные с элегантным вкусом, очень быстро завоевали популярность европейского бомонда. Стали развиваться даже ювелирные инсектарии - коллекции ювелирных насекомых, которые существуют по сей день. Такой антиквариат представляет необыкновенную ценность для коллекционеров. Мастера XIX века настолько серьезно оттачивали свое мастерство, что обязательным атрибутом серьезного ювелира были альбомы и атласы с доскональным изображением различных насекомых. Примерно в это же время берет начало и другое ответвление - траурная брошь. Исполнялись они из черных самоцветов и большое распространение получили на Британских островах.

     В конце XIX века становятся заметны и работы российских мастеров - Сазикова, Хлебникова, Овчинникова. Начинает закладываться дизайнерский подход художника-ювелира. Если до этого больше ценилась дороговизна и качество обработки материала, то с приходом технологических приспособлений роль художника начинает возрастать.     

     Появляются более утонченные и высокохудожественные вещи. Все больше завоевывают популярность полудрагоценные камни. В отделке начинают появляться использование эмали, гильоширование. Гильоширование- специальная шлифовка металла в виде волнистых,переплетающихся линий. Наиболее популярные камни для изготовления брошей становятся гранат, агат, аметист.

     Бурный XX век не смог не отразится на дизайнерских решениях художников- ювелиров.В моду входит стиль модерн. Мастера стремятся все ближе приблизиться к естественности линий с уникальной наблюдательностью, подсмотренные у природы. Все больше появляются легкие, игривые и абстрактные формы. На арене появляются такие мастера, как Фуке, Тиффани, Лолик, ставшие родоначальниками модерна.

     Для любого художника брошь обладает неограниченным потенциалом и позволяет выразить свою законченную концепцию, как ни одно другое ювелирное изделие. Так знаменитая брошь " Клетка в птице" была создана в период оккупации Франции фашистами. А "Освобожденная птица" вышла в свет с момента освобождения Франции от оккупантов. И до сих пор это произведение считается символом независимости и свободы.