СЕРЕБРЕННЫЙ ПОДСТАКАННИК В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.

В истории антиквариата особое положение занимает XVIII век, время, когда появились первые европейские образцы обеденной и чайной посуды. И предтечей этим событиям явился замечательный факт из истории чая, когда в середине XVII его привезли из Китая в страны Запада и начали пить сначала в особых кофейнях, а затем и дома.

Огромное разнообразие чайной посуды говорит о почтительном отношении и любви европейцев к чаю. Любителям антиквариата предоставлен бесконечный выбор предметов разных форм, материалов, стран, заводов и мастеров – чайные предметы будто расположены на конвейере времени.

Мир старинных вещей завораживает своей тайной, которую они проносят через века. И не всем коллекционерам дается шанс ее разгадать. Из всего разнообразия чайных «частностей», представляющих особый интерес и пока мало изученных, является подстаканник – один из самых необычных и красивых предметов декоративно-прикладного искусства.

Любопытно то, что подстаканник, как элемент чаепития, возник именно в России в середине XIX века. И в культуре русского чаепития стакан в красивом подстаканнике занимает свою нишу.

Чаепитие в дореволюционной России – ритуал колоритный и своеобразный, в отличие от восточной чайной церемонии. На Востоке приготовление чая и его подача – это целая философия, направленная на самоуглубление человека, который по время чаепития отстраняется от всего суетного. В России же чайная традиция носит иной, противоположный характер. Люди собираются за столом все вместе, и за чашкой душистого чая обсуждают новости, решают семейные дела, делятся впечатлениями.

Первые  подстаканники были простыми по форме и обработке. Однако с течением времени, подстаканник стал представлять собой немалую художественную ценность. Изготовленный из серебра, он становится одним из показателей благосостояния хозяина дома. До XIX века серебро вообще являлось привилегией аристократии. По количеству серебряных предметов в домашней коллекции можно было судить о положении его владельца в обществе. Редкость серебра и высокие цены на него способствовали повышению статуса этого универсального, практичного и красивого драгоценного металла.

Безусловно, на художественное становление подстаканника повлияла общая ситуация на ювелирном рынке России в период со второй половины XIX-XX веков. Это время невероятного подъема русского искусства. Именно тогда появляется так называемый русский стиль, на основе возрожденной тогда же национальной школы, расцветает золотое и серебряное дело.

Разнообразные культовые предметы и светские изделия того времени – столовые предметы, серебряная утварь, небольшие шедевры ювелирного искусства, изысканные подарочные предметы – демонстрируют все богатство и разнообразие художественных направлений, орнаментов и «фасонов». Лучшие ювелиры той эпохи – Павел Овчинников, Иван Хлебников, Карл Эдуард Болин, Густав Клингерт, Федор Лорие и многие другие, оставили блестящее наследие, став в истории ювелирного искусства ярчайшими представителями серебряного века.

Петербург и Москва – эти два города становятся эпицентром основных событий, происходящих в русской культуре в ту эпоху. В каждом из них складывается своя художественная школа.

В XVIII-XIX веках именно Петербург законодатель мод и стиля, город, в котором работают исключительные ювелиры и необыкновенно талантливые мастера, в том числе гениальный ювелир – Карл Фаберже, основавший одну из ведущих ювелирных фирм. И к чести этого достойного мастера, в 2007 году отмечался 120-летний юбилей знаменитого предприятия.

Необходимо отдельно отметить московскую фабрику Фаберже – именно она славилась своим серебряным производством, которое было «много обширнее и лучше поставлено», чем в Петербурге. Столовые предметы, в том числе, подстаканники, выполнялись в различных стилях - рококо, классицизм, ампир, произведения в так называемом русском стиле.

В Москве же школа складывалась в ином, национальном русле. Впервые ювелиры «заговорили» на чистом русском языке, главной темой сюжетов становятся быт народа и истинно русское искусство. В этом было основное отличие петербургской и московской школ золотого и серебряного дела.

Одним из ярких представителей московской художественной школы является известный и талантливый ювелир – Сазиков Игнатий Павлович, работавший в середине XIX века.

На сайте Антиквариат Уездного Города представлены подстаканники, выполненные в период с конца XIX – начала XX веков, наглядно демонстрирующие основные течения, стили и техники исполнения. Любой профессиональный коллекционер, желающий выяснить истинную цену определенного ювелирного изделия, всегда обращает внимание на клеймо, которым оно снабжено. Именно клеймо помогает точно определить время и место изготовления (такая система маркировки не имеет аналогов в прикладном изобразительном искусстве). Каждое русское ювелирное изделие обладает целым набором клейм, изучая которые в комплексе, можно определить: место изготовления, датировку предмета, наличие филиалов фабрики в других городах, хронологические рамки деятельности предприятия, а также некоторые подробности организации производства.

Изучение клейм на золотых и серебряных изделиях остается одним из наиболее актуальных вопросов в области атрибуции произведений ювелирного искусства.

Для покупателей антиквариата не менее важно и то, как выполнено изделие. Существуют различные техники украшения серебра: чеканка, гравировка, тиснение, штамповка, травление, филигрань и гранулирование. Для создания глубокого рельефного декора используют метод литья отдельных частей с последующей их спайкой. При нанесении цельного рисунка тиснение может производиться как вручную, так и механическим способом. Эта технику часто применяют при изготовлении небольших вещиц, таких как подстаканники или портсигары. И все же основными техниками при изготовлении серебряных подстаканников в России были литье и гравировка.

На сайте Антиквариат Уездного Города вы встретите большое разнообразие подстаканников, включающих краткое описание каждого, дополненное цветной фотографией и справкой о его цене. Существует множество причин, вдохновляющих людей на коллекционирование тех или иных предметов искусства. Например, эстетическое удовольствие, практическое использование, инвестирование с целью сохранения и приумножения денежных средств. И если для вас источником вдохновения станет такой не совсем обычный и изящный предмет, как подстаканник, то через какое-то время, собрав вместе нескольких ярких его представителей, возможно, вы станете обладателем одной из самых редких и уникальных коллекции!

Подпишитесь на информационную рассылку, чтобы первыми узнавать о новых поступлениях